CSS-live.ru

Карманное руководство по написанию SVG. Глава 2

Перевод книги Pocket Guide to Writing SVG, c разрешения автора — Джони Трайтел.

Pocket Guide to Writing SVG

Глава 2. Базовые фигуры и контуры

Базовые фигуры SVG можно вписывать в HTML вручную, но со временем вы можете столкнуться с необходимостью вписать более сложную графику. Такую графику можно создавать в векторных редакторах, а пока давайте рассмотрим основы, код для которых легко писать вручную.

Базовые фигуры

SVG содержит следующий набор основных фигур: прямоугольник, круг, эллипс, прямые линии, ломаные линии и многоугольники. Каждому элементу требуется набор атрибутов, чтобы он мог отобразиться, напр. координаты и параметры размера.

Прямоугольник

Элемент <rect> определяет прямоугольник

<svg>
    <rect width="200" height="100" fill="#BBC42A" />
</svg>

basicrect

Увидеть демо можно здесь.

Атрибуты width и height устанавливают размер прямоугольника, в то время как fill — внутренний цвет фигуры. Если не указаны единицы измерения, то по умолчанию это будут пиксели, а если не указать fill , по умолчанию цвет будет чёрным.

Другие атрибуты, которые могут быть добавлены – координаты x и y . Эти значения передвинут фигуру вдоль соответствующей оси согласно размерам, установленным элементом <svg> .

Также есть возможность создать закруглённые углы, указав значения в атрибутах rx и ry. К примеру, rx="5" ry="10" сгенерирует горизонтальные стороны углов с радиусом 5px, а вертикальные в 10px.

Круг

Элемент <circle> строится, основываясь на центральной точке и внешнем радиусе.

<svg>
    <circle cx="75" cy="75" r="75" fill="#ED6E46" />
</svg>

basiccircle

Увидеть демо можно здесь.

Координаты cx и cy определяют положение центра круга относительно размеров рабочей области, заданных элементом <svg>.

Атрибут r устанавливает размер внешнего радиуса.

Эллипс

Элемент <ellipse> описывает эллипс, который строится по центральной точке и двум радиусам.

<svg>
    <ellipse cx="100" cy="100" rx="100" ry="50" fill="#7AA20D" />
</svg>

basicellipse

Увидеть демо можно здесь.

В то время как значения атрибутов cx и cy помещают центральную точку на указанном расстоянии в пикселях от начала SVG-координат, значения rx и ry определяют радиус сторон фигуры.

Линия

Данный элемент определяет прямую линию с начальной и конечной точкой.

<svg>
    <line x1="5" y1="5" x2="100" y2="100" stroke="#765373" stroke-width="8"/> 
</svg>

basicline

Увидеть демо можно здесь.

Значения атрибутов x1 и y1 устанавливают координаты начала линии, а значения x2 и y2 — определяют конец линии.

Ломаная линия

<polyline> определяет набор соединённых отрезков прямой линии, что в результате даёт, как правило, незамкнутую фигуру (начало и конец точек которой не связаны).

<svg>
    <polyline points="0,40 40,40 40,80 80,80 80,120 120,120 120,160" fill="white" stroke="#BBC42A" stroke-width="6" />
</svg>

basicpolyline

Увидеть демо можно здесь.

Значения в points определяют положение фигуры по осям x и y от начала до конца фигуры и разбиты по парам x,y во всём списке значений.

Нечётное число точек является ошибкой.

Многоугольник

Элемент <polygon> определяет замкнутую фигуру состоящую из связанных линий.

<svg>
    <polygon points="50,5 100,5 125,30 125,80 100,105 50,105 25,80 25,30" fill="#ED6E46" />
</svg>

basicpolygon

Увидеть демо можно здесь.

Вершины многоугольника заданы последовательностью из восьми пар значений х, y.

Также, в зависимости от числа определяемых точек, этот элемент может создавать и другие замкнутые фигуры.

Элемент path

SVG-элемент path представляет собой контур фигуры. Эта фигура может быть заполнена, обведена, использована как направляющая для текста и/или как контур обрезки.

В зависимости от фигуры, эти контуры могут быть очень сложными, особенно когда в них содержится множество кривых. Но если разобраться в их работе и соответствующем синтаксисе, то и такие контуры станут гораздо более управляемыми.

Данные path

Данные path содержатся в атрибуте d внутри элемента <path>, определяя форму фигуры: <path d="<конкретные данные path>" />.

Данные, включённые в атрибут d, описывают команды для path: moveto, line, curve, arc и closepath.

Детали <path> ниже определяют особенности контура для рисунка лайма:

<svg width="258px" height="184px">
    <path fill="#7AA20D" stroke="#7AA20D" stroke-width="9" stroke-linejoin="round" d="M248.761,92c0,9.801-7.93,17.731-17.71,17.731c-0.319,0-0.617,0-0.935-0.021c-10.035,37.291-51.174,65.206-100.414,65.206 c-49.261,0-90.443-27.979-100.435-65.334c-0.765,0.106-1.531,0.149-2.317,0.149c-9.78,0-17.71-7.93-17.71-17.731 c0-9.78,7.93-17.71,17.71-17.71c0.787,0,1.552,0.042,2.317,0.149C39.238,37.084,80.419,9.083,129.702,9.083    c49.24,0,90.379,27.937,100.414,65.228h0.021c0.298-0.021,0.617-0.021,0.914-0.021C240.831,74.29,248.761,82.22,248.761,92z" />
</svg>

pathlime

moveto

Команды moveto (М или м) устанавливают новые точки, как будто мы поднимаем ручку и начинаем рисовать в новом месте на листе бумаги. Строка кода, составляющего данные path, должна начинаться с команды moveto, как показано выше в примере с лаймом.

Команды moveto, которые следуют за исходной, представляют собой начало нового фрагмента контура, создавая составной контур. Заглавная М указывает, что после нее идут абсолютные координаты, тогда как строчная m указывает на относительные координаты.

closepath

Closepath (Z и z) заканчивает текущий фрагмент контура приводит к рисованию прямой линии от текущей точки до начальной.

Если команда moveto следует непосредственно за closepath, то координаты moveto представляют собой начало следующего фрагмента контура. Если за closepath следует любая команда кроме moveto, то следующий фрагмент контура начинается в той же самой точке, где и текущий фрагмент контура.

И заглавная и строчная буква z здесь имеют одинаковые результаты.

lineto

Команды lineto рисуют прямые линии от текущей точки до новой.

L, l

Команды L и l рисуют линию от текущей точки до следующих предоставленных координат точки. Эта новая точка затем становится текущей точкой и так далее.

Заглавная L означает, что после неё идёт абсолютное позиционирование, в то время как после l — относительное.

H, h

Команды H и h рисуют горизонтальную линию от текущей точки.

Заглавная H означает, что после неё идёт абсолютное позиционирование, в то время как после h — относительное.

V, v

Команды V и v рисуют вертикальную линию от текущей точки.

Заглавная V означает, что после неё идёт абсолютное позиционирование, в то время как после v — относительное.

Команды для создания кривых

Для рисования кривых есть три группы команд: кубическая кривая Безье (C, c, S, s), квадратичная кривая Безье (Q, q, T, t), и дуга эллипса (A, a)..

Следующие разделы о кривых вводят основные понятия каждой команды для кривых, рассматривают подробности построения и затем приводят диаграмму для дальнейшего понимания.

Кубическая кривая Безье

Команды C и c рисуют кубическую кривую Безье от текущей точки, используя параметры (х1, y1) в качестве управляющей точки в начале кривой и (x2, y2) в качестве управляющей точки в конце, определяющих особенности формы кривой.

Команды S и s также рисуют кубическую кривую Безье, но в данном случае предполагается, что первая управляющая точка является отражением второй (имеется в виду вторая управляющая точка предыдущей команды, см. более подробное описание ниже — прим. перев.).

кубическая-кривая-безье

Следующий код рисует базовую кубическую кривую Безье:

<svg>
    <path fill="none" stroke="#333333" stroke-width="3" d="M10,55 C15,5 100,5 100,55" />
</svg>

Увидеть демо можно здесь.

Управление первыми и последними наборами значения для этой кривой повлияет на положение ее начала и конца, в то время как управление двумя центральными значениями повлияет на форму и ориентацию самой кривой в начале и конце.

Команды S и s также рисуют кубическую кривую Безье, но в данном случае предполагается, что первая управляющая точка является отражением последней для предшествующей команды C. Отражение производится относительно начальной точки команды S.

отражение-команды-S

Заглавная C сигнализирует, что за ней следует абсолютное позиционирование, в то время как после строчной c — относительное. Та же самая логика применяется к S и s.

Квадратичная кривая Безье

Квадратичные кривые Безье (Q, q, T, t) похожи на кубические, но имеют всего одну управляющую точку.

квадратичная-кривая-Безье

Следующий код рисует базовую квадратичную кривую Безье.

<svg>
    <path fill="none" stroke="#333333" stroke-width="3" d="M20,50 Q40,5 100,50" />
</svg>

Увидеть демо можно здесь.

Управление первыми и последними наборами значений, M20,50 и 100,50 будет влиять на позиционирование начала и конца точек кривой. Центральный набор значений Q40,5 задаёт управляющую точку для кривой, определяя ее форму.

Q и q рисуют кривую от начальной точки до конечной, используя (x1,y1) в качестве управляющей точки. T и t рисуют кривую от начальной точки до конечной, предполагая, что управляющая точка является отражением управляющей точки предыдущей команды относительно начальной точки новой команды T или t.

управляющая-точка-команды-Т

Заглавная Q сигнализирует, что за ней следует абсолютное позиционирование, в то время как после строчной q относительное. Та же самая логика применяется к T и t.

Дуга эллипса

Дуга эллипса (A, a) определяет часть эллипса. Эти части создаются с помощью команд A или a, которые создают дугу путем указания начальной и конечной точки, радиусов x и y, вращение и направление.

Взгляните на код для базовой дуги эллипса:

<svg>
    <path fill="none" stroke="#333333" stroke-width="3" d="M65,10 a50,25 0 1,0 50,25" />
</svg>

Первые и последние наборы значений внутри этого контура, M65,10 и 50,25 представляют начальные и конечные координаты, а вторые наборы значений определяют два радиуса. Значения 1, 0 (large-arc-flag и sweep-flag) определяют то, как будет отрисована дуга, поскольку для этого есть четыре различных возможных варианта.

Следующая диаграмма показывает четыре варианта выбора дуги и то, как влияют значения large-arc-flag и sweep-flag на конечное отображение отрезка дуги.

дуга-эллипса

Увидеть демо можно здесь.

Копирование из векторных редакторов

Программы для векторной графики позволяют генерировать более сложные фигуры и контуры, в то же время производя SVG-код, который может быть взят, использован и обработан где-то ещё.

После того, как графика готова, сгенерированный XML-код, который может быть достаточно длинным в зависимости от сложности, может быть скопирован и встроен в HTML. Разбивка каждого раздела SVG и наличие правильных организационных элементов может значительно помочь в навигации и понимании этих, казалось бы, сложных и многословных документов.

Здесь представлен SVG-код для изображения нескольких вишенок с добавлением классов для расширенной навигации:

<svg width="215px" height="274px" viewBox="0 0 215 274">
    <g>
        <path class="stems" fill="none" stroke="#7AA20D" stroke-width="8" stroke-linecap="round" stroke-linejoin="round" d="M54.817,169.848c0,0,77.943-73.477,82.528-104.043c4.585-30.566,46.364,91.186,27.512,121.498" />
        <path class="leaf" fill="#7AA20D" stroke="#7AA20D" stroke-width="4" stroke-linecap="round" stroke-linejoin="round" d="M134.747,62.926c-1.342-6.078,0.404-12.924,5.762-19.681c11.179-14.098,23.582-17.539,40.795-17.846 c0.007,0,22.115-0.396,26.714-20.031c-2.859,12.205-5.58,24.168-9.774,36.045c-6.817,19.301-22.399,48.527-47.631,38.028 C141.823,75.784,136.277,69.855,134.747,62.926z" />
    </g>
    <g>
        <path class="r-cherry" fill="#ED6E46" stroke="#ED6E46" stroke-width="12" d="M164.836,193.136 c1.754-0.12,3.609-0.485,5.649-1.148c8.512-2.768,21.185-6.985,28.181,3.152c15.076,21.845,5.764,55.876-18.387,66.523 c-27.61,12.172-58.962-16.947-56.383-45.005c1.266-13.779,8.163-35.95,26.136-27.478   C155.46,191.738,159.715,193.485,164.836,193.136z" />
        <path class="l-cherry" fill="#ED6E46" stroke="#ED6E46" stroke-width="12" d="M55.99,176.859 c1.736,0.273,3.626,0.328,5.763,0.135c8.914-0.809,22.207-2.108,26.778,9.329c9.851,24.647-6.784,55.761-32.696,60.78 c-29.623,5.739-53.728-29.614-44.985-56.399c4.294-13.154,15.94-33.241,31.584-20.99C47.158,173.415,50.919,176.062,55.99,176.859z" />
    </g>
</svg>

embedcherry

Атрибуты в элементе svg определяют рабочую область или «холст» для графики. Листочек и черешки находятся в одном элементе <g> (группе), а вишенки в другом. Строка числовых значений определяет контур графики, а атрибуты fill и stroke устанавливают цвет для фона и границ.

Прежде чем поместить этот код в HTML, его можно скопировать и пропустить через SVG-оптимизатор, который в свою очередь поможет устранить лишний код, пробелы и значительно сократить размер файла. SVG-оптимизатор Питера Коллингриджа или SVGO — очень полезные в этом плане инструменты.

Публикуется под лицензией Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

P.S. Это тоже может быть интересно:

8 комментариев

  1. Видимо тут:

    Команды V и v рисуют горизонтальную линию от текущей точки.

    ошибка

  2. Максим, в "Линия" ошибка:

    Значения атрибутов x1 и y1 устанавливают координаты начала линии, а значения y1 и y2 — определяют конец линии.

    1. Спасибо большое, что сказали. Я исправил. Самое интересное, что это ошибка присутствует в оригинальной статье у Джони:)

      Together the x1 and y1 values establish the coordinates for the start of the line, while the y1 and y2 values establish the end of the line.

      Но мы обязательно ей об этом скажем!

  3. Как то все непросто…
    Должен ли я понимать свойство «d»?
    Я пытаюсь понять последовательно координат, но не понимаю, особенно в примере с вишней.

    Или это сложный svg рисунок, который выполнен в илюстраторе, например, и просто вставлен в код?

    1. В идеале, конечно, желательно понимать, как строятся кривые Безье (для команд с/С и q/Q) по управляющим точкам (неплохая наглядная иллюстрация есть в википедии про них), например, для оптимизации или более точной стыковки элементов. Но в простейшем случае — да, просто код, скопированный из рисунка, сделанного в векторном граф. редакторе. Для многих практических задач этого бывает достаточно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Получать новые комментарии по электронной почте. Вы можете подписаться без комментирования.